Принцип первый. Качественный скачок.
Отсюда первый принцип работы с учеником.
Каждое занятие должно давать качественный скачок.
Попробуем разобраться чем качественные изменения отличаются от количественных.
Представьте себе, что у вас есть... велосипед. Хороший, годный, простой велосипед. И вы имеете возможность заменять стандартные детали на лучшие. Вы можете делать это бесконечно, заменяя детали по одной или комплектами, подгоняя под себя, делая ваш агрегат более удобным, быстрым, прочным. Возможно в результате у вас будет совершенно другой велосипед, верно?
И вот это все - количественные изменения. Внезапно, правда?
Все это время у вас ЕСТЬ ВЕЛОСИПЕД.
Ровно так же в практике
второго уровня вы работаете с уже готовыми асанами. Совершенствуя их до предела, складывая их в новые и новые последовательности.
Качественным скачком применительно к велосипеду было бы следующее.
1. У вас нет велосипеда. 2. Бац - у вас есть велосипед.
Понимаете? Состояние "нет велосипеда" качественно отлично от состояния "есть велосипед". Однако этого не достаточно.
В действительности состояний больше чем два.
1. Вы не знаете что существуют велосипеды а у вас его нет. То есть вы даже не знаете, что чего-то лишены.
2. Вы знаете что у вас нет велосипеда.
3. Вы знаете что можете получить велосипед.
4. Вы считаете что это сложно.
5. Вы обнаруживаете, что это легко и вы получаете желанный велосипед.
Вот что делает преподаватель на КАЖДОМ уроке базового уровня.
Человек, пришедший на йогу может считать себя заядлым физкультурником, хорошо владеющим своим телом. Даже такой человек на первом же уроке должен обнаружить, что это совершенно не так. Что он не в состоянии выполнить какие-то простые движения. И вдруг, из объяснений преподавателя, и на собственном опыте, прямо на этом же занятии убедиться, что если все будет сделано правильно, то это движение, эта поза оказывается выполнимой. А то и легко выполнимой.
Здесь тонкость. Если вы продвинутый мастер и можете легко сложиться в любую асану высокого уровня сложности - понятно, что это может повторить ... собственно никто из неофитов не может это повторить. Не только повторить, но и даже поверить в то, что это вообще возможно. Сколько есть разговоров о том, что де йогины - это люди с гиперподвижностью суставов (нездоровой), сумасшедшей растяжкой, природной гибкостью и т. п!
Нет. Ученик должен получить наглядный и внятный урок на примере простейших асан. Именно базовых, тех,, которые станут основой для продвижения в практике.
Ученик должен удивиться сначала сложности простого действия, а затем легкости этого же действия. Легкость же должны проистекать из объяснений учителя. Свой успех ученик должен связывать именно с объяснениями учителя и дисциплиной.
Итак - первый принцип работы с новичками - качественные изменения на каждом занятии. Качественные изменения, которые ученик видит и чувствует сразу.
Дисциплина должна стать
вторым принципом работы с учеником.