Второй уровень практики в ишвара йоге - это уровень практики большинства людей, овладевших базовыми движениями, прошедших первый уровень достойно и тщательно.
Когда ваше тело уже научилось доверять разуму, движение в асану становится безопасным, если, конечно, это движение будет правильно рассчитано, правильно преподано тренером.
На этом уровне практикуются последовательности асан, с четкими и строго определенными переходами из асаны в асану, с обязательной компенсацией каждого движения.
В отличие от первого уровня - ученики уже не нуждаются в объяснениях. Все знают как выполнять ту или иную асану уже на уровне тела. Пусть даже асана не получается в совершенстве, пусть она до сих пор остается несколько упрощенной - за этими упрощениями и движениме вглубь асаны практикующий уже способен следить самостоятельно.
Отсюда и отсутствие необходимости в немедленной компенсации. Сейчас уже можно проработать много положений тела на одной стороне а затем повторить ту же последовательность в другую сторону.
И в каждой такой полупоследовательности уже использовать и асаны и их компенсации.
Здесь используется простая идея, озвученная неоднократно Анатолием Зенченко - последовательности из простых асан, повторяемые неоднократно с большим вниманием, дают возможность входить в сложные асаны. Непосредственная работа над сложными асанами становится не так важна. Ведь правильные движения, которые мы привыкаем выполнять практикуя последовательности асан первого уровня сложности, превосходно подготавливают тело к сложным движениям.
В конце концов, каждая асана второго уровня сложности может быть разложена на простые движения - асаны первого уровня сложности.
Так, практикуя вира бхадрасаны - первую и вторую - мы плавно и безопасно подходим к выполнению самаконасаны и хануманасаны.
Практикуя вирабхадрасану три - мы выходим на натараджасану. И так далее.
Преподаватель на этом уровне - это человек, предлагающий последовательность, направленную на достижение той или иной асаны второго уровня сложности. Это ведущий, а не дрессировщик. Это друг и наставник. Его роль меняется. Из командира он превращается в собеседника. Из отца в друга. Из начальника в советчика.
Подсказать какие еще простые движения приведут вас к сложному. Придумать и посоветовать упражнения. Разъяснить какую часть тела и куда направить. Помочь разобраться с интенсивностью и длительностью каждого упражнения - такова становится роль преподавателя.
На втором уровне практики человек может оставаться годами. Это физкультура на всю жизнь.
Все последовательности здесь выполняются уже без труда, тело работает спокойно и четко. Нет уже больше внутренней борьбы, на которую тратятся все силы, отдаваемые на первом уровне практики. Практика второго уровня со стороны выглядит красиво и легко. Не заметно никаких усилий практикующего. Наблюдать за этим - огромное удовольствие. И подвох.
Ведь кажется, что можно спокойно
присоединиться и все будет получаться так же легко и красиво... Нет. Для этого необходима хорошая, грамотно построенная база. Та самая. Тяжелая и скучная.